За последние годы популярность кроссоверов среди остальных типов автомобилей сильно возросла.
Это кузовное исполнение привлекает не только жителей отдаленных от городов поселков, где нет хорошей дороги, но и тех автомобилистов, которые проживают в мегаполисах. По статистике за 2020 год кроссоверы входят в ТОП-10 самых востребованных автомобилей на европейском рынке. Схожие показатели регистрируются и в странах СНГ.
Разберемся, что представляет собой современный кроссовер, почему его нельзя назвать полноценным внедорожником и паркетником, а также какие есть преимущества и отрицательные стороны у автомобиля.
Классификация кроссоверов
Под кроссовером подразумевается сравнительно новый формат кузовного исполнения, напоминающий внедорожник. При этом в качестве базы используется платформа от легкового автомобиля. В издании Wall Street машину назвали универсалом с внедорожными свойствами.
В переводе с английского слово «кроссовер» означает как переход от одного направления к следующему. Среди ключевых особенностей таких автомобилей:
- вместительность от 5 человек (с водителем);
- просторный салон;
- повышенный клиренс (в сравнении с легковым транспортом);
- полноприводная или переднеприводная конфигурация.
Это основные признаки, по которым можно идентифицировать машину с кузовом кроссовер. При этом главной характеристикой является «намек» на внедорожную машину, но без рамной основы и с более простым трансмиссионным узлом.
Отдельные эксперты относят кроссоверы к специальному подклассу – SUV (спортивно-утилитарные машины или облегченные грузовики).
Основные преимущества
Если у вас есть около 700 000 руб. или больше, и вы интересуетесь не простой легковушкой, а кроссовером, следует тщательно проанализировать все положительные и отрицательные качества этого кузовного исполнения.
Помимо улучшенной проходимости автомобили характеризуются и другими важными достоинствами. В их числе:
- кузов универсала;
- близкая к вертикальной конфигурация салона;
- высокие потолки.
Некоторым автомобилистам нравится высокая посадка за водительским креслом и полное ощущение габаритов.
Обычно кроссоверы обладают более крупными зеркалами, чем легковые авто. Все машины этого класса универсальны. Их можно использовать как в городских условиях и на шоссе, так и далеко загородом, передвигаясь по ухабистым дорогам. Транспортное средство справляется с перевозкой различных грузов и с буксированием прицепа при неблагоприятных погодных условиях.
Автомобили класса SUV обладают хрупким днищем, обвесами из пластика, висящими патрубками выхлопной системы и нежными аэродинамическими юбками. Все эти детали ограничивают возможность выездов на бездорожье и превращают передвижение по ухабистой в местности в пытку. Также в сложной обстановке особо важную роль отыгрывают покрышки, а в кроссоверах практически всегда используются шоссейные шины, которые не подходят для проблематичных участков.
Повышенный клиренс не бывает лишним, но в случае с кроссовером, он оказывает больше моральную помощь водителю, чем практические преимущества.
Проходимость
Нередко автомобилисты отдают предпочтение кроссоверам, а не легковушкам и более массивным внедорожникам, из-за их проходимости. Однако по этому показателю они часто сопоставимы с обычными легковыми моделями. Бюджетные кроссоверы обладают передним приводом, а за покупку полноприводной версии с автоматической коробкой потребуется заплатить свыше 1 млн. руб. И здесь дело даже не в финансовой стороне вопроса.
Что представляет собой паркетный полный привод SUV:
- Три дифференциала.
- Блокировочные механизмы.
- «Понижающая передача».
Кроме того, водитель получает упрощенную конструкцию подключения задней колесной оси. Подобный привод упрощает подъем на склон с обледенением, но не обеспечивает оптимальной проходимости в грязи. Муфта срабатывает с запаздыванием и подвергается перегреву. Если сравнивать кроссовер с внедорожником, то это обычная легковушка с увеличенным клиренсом. При этом стоимость автомобиля достаточно высокая.
Комфортабельность
Еще 15-20 лет назад отдельные представители класса внедорожных автомобилей (особенно с американского рынка) отличались большим комфортом, чем распространенные легковушки. Подобная тенденция частично передалась и SUV. Однако во всем есть исключения. Очень часто автомобилист получает машину с тряской подвеской, а из-за вертикальной компоновки салона седокам заднего дивана бывает некомфортно (в качестве примера можно взять Skoda Yeti).
Средства, которые вложены в кроссовере в полный привод, в легковых авто используются для улучшения шумоизоляции салона. А это важный пункт в комфорте эксплуатации.
Полноприводный Qashqai значительно дороже, чем удобный седан Toyota Camry с более широким бортовым оснащением. Разница в клиренсе – всего 4 см.
Расходы на эксплуатацию
К сожалению, за любой комфорт приходится переплачивать. Обычно при идентичных характеристиках кроссоверы стоят на 100-200 тыс. дороже легковых моделей, а расход топлива у них намного выше. Так, «Октавиа», которая имеет на 200 кг меньший вес, чем Skoda Yeti, потребляет 7,6 л топлива на 100 км пути. Последняя расходует 10,6 л/100 км. И не стоит «вестись» на заявленные производителями цифры расхода горючего, особенно если речь идет о бензиновых двигателях – на практике они в 1,5-2 раз выше. В легковых авто с идентичным мотором и передним приводом расход на 2 литра ниже.
Обычно кроссоверы с полноприводной архитектурой нуждаются в тщательном и регулярно обслуживании. Частые осмотры, замены технических жидкостей и диагностика в сервисном центре – залог долговечной службы узлов машины. Однако это приводит к дополнительным затратам.
Выводы
Вопреки всем недостаткам и сомнительным моментам, кроссовер является наиболее удачным решением для российских условий. При этом многие автоконцерны смотрят на него только с точки зрения повышения прибыли, поэтому отказываются от инноваций в пользу проходимости и комфорта.
Когда покупка кроссовера полностью оправдывает себя? Если в вашем населенном пункте нет хороших дорог и каждый миллиметр клиренса является важным критерием выбора. Если вы планируете часто путешествовать за пределы города в глухие и отдаленные места без стабильного и устойчивого дорожного покрытия. Если вам приходилось отрывать бампер при парковке.
Среднестатистическому горожанину, который проводит большую часть жизни в квартире или офисе, кроссовер вообще не нужен. Разница в цене может использоваться для выбора более богатой комплектации легкового авто и экономии топлива. Поэтому тщательно проанализируйте все пункты и только после этого решайте, покупать кроссовер или нет.