Система охлаждения является ключевой системой, если речь идет о нормальном функционировании двигателя. Данная система должна охлаждать детали мотора, которые нагреваются при движении авто, и поддерживать оптимальную температуру в заданных пределах.
Функциональность системы охлаждения
Система охлаждает не только детали двигателя, но и масло в системе смазки, воздух в системе турбонаддува, отработавшие газы в системе и рабочую жидкость в коробке-автомате, а также нагревает воздух в отопительной и вентиляционной системе и системе кондиционирования.
Составляющие системы охлаждения
Система охлаждения состоит из следующих компонентов: радиаторов системы рециркуляции газов и системы отопления, расширительного бачка, насоса охлаждающей жидкости, датчика температуры тосола, теплообменника отопителя, масляного радиатора, термостата
Причины неполадок в системе охлаждения
Система охлаждения обязательно потребует диагностики и ремонта, если:
- есть трещины на блоке цилиндра
- прогорела прокладка цилиндра
- засорился радиатор охлаждения с внутренней стороны (ржавчина и накипь) или с внешней (пыль, грязь)
- нарушена герметичность системы
- ослаблен приводный ремень насоса охлаждающей жидкости
- неисправен вентилятор радиатора, термостат или температурные датчики
- засорился радиатор отопления
- уровень охлаждающей жидкости ниже нормы
Самые распространенные неисправности системы охлаждения и пути их устранения
Если система охлаждения не работает должным образом и требует ремонта, то, прежде чем браться за дело, следует понять, какой компонент в системе «барахлит». Рассмотрим основные проблемы системы охлаждения.
- Перегрев двигателя. Если двигатель перегревается, возможно, недостаточно налито охлаждающей жидкости. Нужно проверить уровень тосола и при необходимости долить его до нужной отметки. Уровень охлаждающей жидкости определяется визуально или по индикатору. При перегреве давление моторного масла падает, большая его часть выгорает, поршневая группа и цилиндры изнашиваются быстрее. Если мотор работает при высоких температурах долгое время, поршни в цилиндрах заклинивает и необходим ремонт всего двигателя. При появлении малейших признаков перегрева мотора, сразу приступайте к их устранению.
- Переохлаждение двигателя. Чаще всего двигатель переохлаждается из-за неисправности термостата. Если мотор работает при низких температурах, это приводит к более быстрому износу деталей и потере мощности из-за ухудшения условий смазки. Обычно термостат ремонту не подлежит, и необходима его замена.
- Увеличенный расход охлаждающей жидкости. Если тосола уходит больше нормы, то может перегреться мотор, течь может произойти из-за повреждения радиаторной пробки. Только ее замена сможет решить эту проблему.
- Подтекание охлаждающей жидкости. Если жидкость подтекает, нужно проверить уплотнители, соединения, насос и радиатор. Течь может быть как внутренней, так и внешней. К внутренней утечке относят течь тосола через прокладки цилиндра, уплотнение регулятора холостого хода. Течь насоса, радиатора охлаждающей жидкости, соединений системы охлаждения – это уже внешняя утечка. Негерметичность соединений шлангов и патрубков исправит подтяжка их креплений. Шланги, краники, пробки, имеющие повреждения, подлежат обязательной замене.
- Если не работает вентилятор, то нужно проверить температурные датчики охлаждающей жидкости, проводку и реле.
- Радиатор не охлаждает тосол? Необходимо его прочистить, скорее всего, соты забиты пылью и грязью.
- Пробуксовку ремня привода насоса может вызвать его натяжение (чрезмерное или наоборот слабое) или замасливание. Чтобы очистить замасленный ремень, его можно просто протереть тряпочкой, смоченной в бензине. Регулируя натяжение ремня, учитывайте, что при слабом натяжении он будет нагреваться, следовательно, расслаиваться и изнашиваться. А при чрезмерном натяжении быстро изнашиваются подшипники генератора и жидкостного насоса, сам ремень вытягивается и разрушается.При замене или ремонте компонентов системы охлаждения не забывайте слить тосол.
- Температурные датчики показывают максимальную температуру. Если шкала датчиков уже в красной зоне, нужно выполнять следующие действия:
- Как можно быстрее остановитесь на обочине, заглушите двигатель, откройте капот, чтобы двигатель быстрее остыл.
- Ни в коем случае не открывайте радиаторную пробку! Когда вы открываете пробку, происходит выброс большого количества горячей охлаждающей жидкости, что может привести к серьезным травмам: ожогам рук и лица. Через открытую пробку испарятся остатки охлаждающей жидкости, что принесет еще больше проблем.
- Нельзя лить холодную воду на двигатель, чтоб он быстрее остыл. Следствием такого необдуманного шага может стать появление трещин на головке блока. Если двигатель всё-таки вскипел, лучше ничего не предпринимать. Остановитесь, подождите минут 20, и после того, как кипение прекратится, двигатель немного остынет, переходите к действиям.
- Убедитесь, что в системе охлаждения нет давления: верхний патрубок радиатора должен быть мягким и гибким, а не твердым и упругим. Откройте пробку радиатора, долейте тосол, делайте это медленно и аккуратно, стараясь избежать попадания холодной жидкости на стенки головки блока. Иначе непременно появятся трещины. Закройте пробку, запустите двигатель. Проверьте, в норме ли показания температурных датчиков, работает ли вентилятор, утекает ли охлаждающая жидкость, равномерно ли нагреваются шланги радиатора.
Несколько простых советов, чтобы поддерживать систему охлаждения в идеальном состоянии
Чтобы избежать дорогостоящего ремонта системы охлаждения, необходимо следовать этим правилам:
- регулярно проверяйте уровень тосола в системе охлаждения
- постоянно следите за датчиками температуры
- меняйте охлаждающую жидкость своевременно (раз в 2 года или через каждые 60 000 километров пробега), при этом используйте лишь качественный тосол
- раз в год обязательно проверяйте состояние приводных ремней, контролируйте отсутствие утечек
- каждую весну продувайте радиатор охлаждения
Соблюдая эти советы, вы сможете продлить жизнь системе охлаждения вашего автомобиля и избежать серьезных поломок. Главное здесь — регулярность проверок. Ведь вовремя замеченная незначительная поломка убережет вас от больших проблем и затрат.