Стеклоочиститель — это устройство, которое мы всегда видим, но никогда не замечаем. Он исправно служит триллионам автомобилей по всему миру, очищая ветровые стекла от дождя и грязи и обеспечивая безопасность водителя и пассажиров.
Это первая статья из цикла. Читайте также История стеклоочистителей: Навстречу современности, История стеклоочистителей: Современные изобретения и История стеклоочистителей: Современные схемы дворников.
Сегодня имя изобретателя стеклоочистителя вызывает горячие споры. Одно можно сказать точно - он был изобретен в Соединенных Штатах Америки.
Джордж Дж. Кейпуэлл
Самым ранним известным изобретателем стеклоочистителя является Джордж Дж. Кейпвелл, который жил в городе Хартфорд, штат Коннектикут. В 1896 году он подал заявку на патент на «средство для мытья окон для автомобилей, локомотивов и подобных наземных транспортных средств». Патент был выдан в 1898 году.
Устройство Кейпвелла представляло собой стеклоочиститель с двумя щетками, установленный на трамвае. Одно лезвие вращалось по часовой стрелке, а другое против.
Прибор умел протирать полукруг, давая машинисту трамвая хороший обзор. Устройство было спрятано за деревянными панелями в передней части вагона и работало от электричества. В патенте Кейпвелл указал, что устройство «в основном предназначено для быстро движущихся транспортных средств».
Роберт А. Дуглас
Второй патент на стеклоочиститель был подан в 1903 году Робертом А. Дугласом, жителем далекого Труро, городка в Новой Шотландии, Канада. Патент на его «очиститель стекол кабины локомотива» был выдан в 1904 году. Как следует из названия, устройство предназначалось для поездов и трамваев и было разработано для «удаления инея, конденсированной влаги или грязи».
Изобретение Дугласа было намного более продвинутым, чем изобретение Кейпвелла. Оно использовало один дворник, установленный на шпинделе.
Устройство можно было настраивать, регулируя его положения в двух направленияя:
- По вертикали, чтобы изменять давление стеклоочистителя на окно. Это можно было делать, вращая болты, отмеченные буквой «S».
- Горизонтально, чтобы поднять или опустить рабочую зону стеклоочистителя. Это можно было сделать с помощью болтов, отмеченные буквой «о».
Место крепления было скрыто за передней панелью, которую нужно было снять, чтобы отрегулировать настройки стеклоочистителя.
Мэри Андерсон
Третий патент был подан также в 1903 году, всего через три месяца после того, как это сделал Дуглас. Этот третий патент обычно считается родоначальником современного стеклоочистителя. Его автором была Мэри Андерсон, американская изобретательница и владелица ранчо, живущая в округе Грин, штат Алабама.
Устройство изначально предназначалось для использования в троллейбусе. Оно приводилось в действие вручную с помощью рычага внутри кабины. Рычаг управлял одним стеклоочистителем, закрепленным на петлях в верхней части ветрового стекла. Рычаг стеклоочистителя можно было удлинить или укоротить, в зависимости от того, какую область ветрового стекла необходимо очистить.
На конце стеклоочистителя был установлен простой противовес. Этот вес прижимал стеклоочиститель к стеклу, делая ненужными сложные механизмы регулировки, как в устройстве Роберта А. Дугласа. Относительная простота устройства Андерсон сделала его явным победителем среди первых изобретений стеклоочистителей. Более того, мисс Андерсон была не просто изобретателем; она также была предпринимателем и произвела небольшую серию своих дворников.
Джон В. Джепсон
Последним ранним изобретателем был Джон У. Джепсон, относительно неизвестная фигура, жившая в городе Буффало, штат Нью-Йорк.
В 1916 году он подал заявку и в том же году получил патент на «очиститель ветрового стекла». Это был первый стеклоочиститель, специально разработанный для использования на автомобилях. Как было сказано в заявке: «Это изобретение относится к очистителям ветрового стекла или устройствам, которые используются для вытирания дождевой воды, снега и т.п. с ветровых стекол автомобилей».
В то время лобовое стекло автомобиля обычно делилось на две горизонтальные секции, одну верхнюю и одну нижнюю, причем верхняя часть обычно была регулируемой. Джепсон разработал стеклоочиститель, который мог очищать обе эти области стекла. Его изобретение было довольно сложным:
На рисунке выше показана часть лобового стекла, вид спереди. C — верхняя часть, B — нижняя часть. Устройство управления лобовым стеклом расположено посередине между двумя секциями. Ручное устройство управляет двумя дворниками, одним поднимающимся и одним опускающимся (номера 2 и 3 на рисунке). Перемещая рычаг управления влево или вправо, обе секции окна можно было протереть начисто.
Джепсон начал производство своего устройства в 1917 году. В том же году его земляк и бизнесмен Джон Р. Ойшей основал Tri-Continental Corporation. Вскоре они пришли к соглашению, по которому Tri-Continental получила право на продажу дворников Jepson. В 1919 году Ойшей полностью выкупил Jepson и переименовал свою компанию в Trico, которая со временем стала одним из крупнейших производителей стеклоочистителей в мире.
Продолжение в статье История стеклоочистителей: Навстречу современности.